vse-zabolevaniya.ru
ГлавнаяФизиологияФизиологические основы поведения -> Ворзастные особенности условнорефлекторной деятельности и высших психических функций человека

Ворзастные особенности условнорефлекторной деятельности и высших психических функций человека


В процессе онтогенетического развития в формировании условных рефлексов важную роль играет ориентировочная реакция, которая предшествует появлению условного рефлекса. Сначала появляется загальнорухова форма условного рефлекса, а затем - специализированная. Пищевого-двигательные условные рефлексы сначала образуются из филогенетически старых анализаторных систем, а затем - с филогенетически молодых. Загальнорухови и специализированные защитные рефлексы образуются примерно в одни и те же сроки как из молодых, так и филогенетически старых сенсорных систем. Скорость образования первых положительных условных рефлексов зависит от возраста: чем моложе человек или животное, тем медленнее закрепляется и специализируется рефлекс. Скорость образования длительных, устойчивых условных рефлексов также зависит от анализатора, из которого они производятся. Скорее закрепляются кожно-тактильные и слуховые условные рефлексы, медленнее - зрительные, что объясняется неодновременным созреванием корковых и подкорковых цепей соответствующих анализаторов. Эти же закономерности проявляются и в отношении образования тормозных условных рефлексов, разных форм внутреннего торможения - угасающего, дифференцированного, запоздалого, а также совершенствование подвижности и уравновешивания нервных процессов и способности их к тренировке с возрастом. В экспериментах на животных, во время обследования людей было замечено, что с годами медленнее производятся и угасают условные рефлексы, тяжелее осуществляется дифференцирование, ослаблена интенсивность восстановительных процессов и т.п.. Оказалось, что в процессе старения прежде нарушается внутреннее торможение, а потом - сила возбудительного процесса, подвижность и уравновешенность основных нервных процессов.
Развитие высших психических функций обусловлен не только морфофункциональные особенностями головного мозга, но и социальными условиями. Формирование физиологических механизмов, лежащих в их основе, связано с созреванием различных отделов коры большого мозга. Как отмечалось выше, на первом году жизни у ребенка появляются условные рефлексы (вегетативные, двигательные, культурно-двигательные) и затем, до четырех лет, быстро развиваются речевые функции, что указывает на формирование высших психических функций (обобщение, абстракции). Возраст 4-6 лет является периодом бурного развития аналитико-синтетической деятельности мозга. В 7-9 лет наблюдается значительное развитие функций обобщения и абстрагирования, в 10-17 лет высшие психические функции достигают такого уровня развития, который присущ взрослому человеку, хотя в период полового созревания (13-15 лет) несколько замедляется их формирования.
Возрастные особенности памяти характеризуются тем, что у детей ярче образная память по сравнению со взрослыми, а у людей зрелого возраста - по сравнению с пожилыми людьми. Однако при этом нельзя не учитывать и роль обычной профессиональной деятельности: у художников, например, с годами не слабеет память на зрительные образы, цвет, форму предмета, с возрастом память на текущие события снижается, но сохраняется на события далекого прошлого . Вместе с тем, если компонент механического запоминания резко уменьшается в старости, то логично-содержательный компонент сохраняется и приобретает особое значение для памяти человека. Старшие люди сохраняют способность к системной памяти, что позволяет воспроизводить события благодаря опыту, знаниям. Пожилой человек правильно оценивает ситуацию, делает правильные выводы там, где молодому нужно было сделать много проверок.
В пожилом возрасте нарушается внутреннее торможение, что негативно сказывается на эмоциональной стабильности, работоспособности и т.п.. В старческом возрасте повышается способность к развитию запредельного торможения, нарушается соотношение между возбуждающим и тормозным процессами. Резко снижается концентрации внимания.