vse-zabolevaniya.ru
ГлавнаяФизиологияФизиологические основы поведения -> Слово как условный раздражитель

Слово как условный раздражитель


Слово, будучи условным раздражителем, характеризуется следующими свойствами: а) оно является сигналом конкретных сигналов (сигнал сигналов) б) способно к обобщению различных конкретных, чувствительных сигналов первой сигнальной системы (например, в слове «дерево» обобщены признаки всех деревьев, независимо от их конкретной разницы) в) слово может отвлекать (абстрагировать) от конкретной. действительности, на этой почве формируется абстрактное, логическое мышление человека.
В условных сигналов второй сигнальной системы следует отнести не только те слова, которые слышим, видим написанными, но и нотные знаки, мимику и жесты глухонемых, которые тоже выполняют функции обозначения первых конкретных сигналов действительности. Мощным раздражителем человеческого мозга является так называемая внутренняя речь (про себя). Слово как условный раздражитель второй сигнальной системы действует на человека своим содержанием (семантикой), а не звуковой характеристикой (акустической оболочкой). Об этом свидетельствует ряд экспериментов (например, выработан условный рефлекс на слово «дорожка» может быть вызван его синонимом «тропа»; условный раздражитель - цифра 5 - может быть заменен цифрами 2 +3 (или 10:2 и т.д.). У животных слово тоже может служить условным сигналом, но действует оно своей акустической характеристикой, а не содержанием.
Таким образом, человек воспринимает непосредственно окружающий мир на основе первой сигнальной системы, а абстрактное, понятийное мышление связано со второй сигнальной системой. Вторая сигнальная система является высшей формой нервной деятельности человека, высшим регулятором человеческого поведения.
Очень важно, что слово является не только физиологическим, но и сильным лечебным фактором. Поэтому врачи и другие медицинские работники должны быть очень осторожными в словах, чтобы не вызвать у больного так называемую ятрогению, т.е. заболевания (преимущественно психоневроз), возникающие при неуместных выражениях врача, иногда даже соответствующей мимике.
Физиологические основы речи. Язык является сложной психической деятельностью, специфически человеческой формой отражения действительности.
Функции речи. Речь выполняет важные функции, а именно: коммуникативную, понятийную, регуляторную и программирующую. Коммуникативную функцию можно определить как процесс общения посредством языка (в элементарной форме эта функция присуща и животным в виде воспроизведения звуковых или зрительных раздражителей, которые являются сигналами для других животных). Понятийная функция заключается в том, что язык является основой и средством понятийного, абстрактного, логического мышления, механизмом интеллектуальной деятельности человека. Регуляторная функция языка заключается в том, что с помощью словесных инструкций или внутренней речи осуществляется управление самыми своими невольными действиями и движениями, а также поведением других людей. Слова влияют также на деятельность различных органов и систем организма человека. Программирующая функция языка выражается в построении (с помощью внутренней речи) содержательных схем высказывания, грамматической структуры предложения, различных движений и действий.
Виды речи. Выделяют экспрессивную и импрессивной язык. Экспрессивная речь - это процесс речевого высказывания (в виде устной речи или письма), который начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи и завершается выражением при помощи слов. Импрессивная речь - процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного), который начинается с сенсорного его восприятия (через слух или зрение), затем происходит декодирование словесной информации и завершается формированием содержательной ее схемы. Для декодирования словесной информации нужны активный анализ существенных элементов ее содержания, извлечение их из памяти. Эти процессы осуществляются преимущественно височно-теменно-затылочных отделов левого полушария большого мозга. Повреждение этих отделов вызывают расстройства понимания общего содержания речи, сложных логико-грамматических форм языка и счетных операций.
Все эти формы речи составляют единую функциональную систему. Об этом свидетельствуют как данные нейропсихологии, так и клинические наблюдения: при локальных повреждениях большого мозга (преимущественно левого полушария) расстройства цоширюються на все формы речевой деятельности с преобладанием того или иного дефекта речи. Такие речевые расстройства называют афазия.
Центры речи занимают несколько участков коры большого мозга. Более 100 лет назад П. Брока (1861) впервые обнаружил, что при поражении нижних отдела Третьего лобной левого полушария теряется язык. Этот центр локализуется рядом с подвижным участком, который контролирует функцию мышц языка и глотки, лица, т.е. тех мышц, участвующих в артикуляции. Он называется моторным центром речи. Экстирпация или другие повреждения зоны Брока приводят к афазии. Такие больные понимают язык, но говорить не могут.
Вторым центром языка является участок задних отделов первой височной борозды (сенсорный центр речи Вернике). Вий расположен рядом с слуховой зоной. Поражение его сопровождается. нарушением понимания речи при сохранении способности к искаженной спонтанной речи. Этот тип патологии называется сенсорной афазией.
Позже возникли центры речи, которые обеспечивают процессы чтения и письма. Центр письменной речи расположен в области затылка - перед корковым отделом зрительного анализатора. Одной из форм афазии является амнезия (затылочная афазия), которая характеризуется забыванием отдельных слов (языковая память).
Перечисленные центры речи у большинства людей содержатся в левом полушарии большого мозга. Локализация центра речи в левом полушарии большого мозга свидетельствует о том, что возникновение языка связано с трудовой деятельностью человека: его совершенная (умело) правая рука иннервируется именно с левой половины большого мозга.